Двухскоростной электродвигатель – конструкция и сфера использования
Пожалуй, нет такой отрасли промышленности, где не используется оборудование с электродвигателями. Очень часто процесс работы ряда станков и механизмов требует ступенчатого регулирования скорости, поэтому одним из наиболее популярных вариантов комплектации является двухскоростной электродвигатель.
Двухскоростные электродвигатели – особенности конструкции
Несмотря на появление на рынке электротехники более современных двигателей с частотными преобразователями, двухскоростные агрегаты широко используются даже на самом современном оборудовании. Это объясняется рядом причин:
- Простота и надежность конструкции.
- Возможность развивать разную мощность на разных скоростях благодаря наличию двух пар обмоток на одном роторе, что позволяет получить две скорости вращения и две пары полюсов.
Двигатели с частотным преобразователем могут выдавать только постоянную мощность, соответственно, это несколько снижает сферу их использования.
Двухскоростные двигатели – сфера применения
Двухскоростные электродвигатели давно и успешно используются во многих отраслях сельского хозяйства и промышленности, в частности, при комплектации следующих видов оборудования:
- лебедок и крановых установок;
- лифтов и других подъемных механизмов;
- станков для химической промышленности и металлургии;
- вентиляторов;
- циркуляционных механизмов;
- буровых установок.
Кроме того, подобные силовые агрегаты устанавливаются на бытовом оборудовании, станках, профессиональной технике (в столовых, прачечных и пр.), применяются в судостроении (для приведения в движение гребных винтов).
Таким образом, двухскоростные электродвигатели отличаются:
- невысоким уровнем шума;
- минимальной вибрацией;
- высокой производительностью;
- высоким пусковым моментом.
В зависимости от модели, эти двигатели предназначены для использования в разных климатических условиях, в частности, в:
- умеренном климате;
- умеренно холодном климате;
- морском и речном климате (т.е. в условиях повышенной влажности).
Разнообразие сфер применения данных агрегатов в полной мере обусловлено вышеизложенными характеристиками.
Схемы подключения
Данные двигатели производятся на базе односкоростных, следовательно, габариты и параметры и принципы подсоединения практически одинаковы.
Отличия следующие:
- Обмотка статора. Возможны два варианта: одна или две независимые обмотки. В первом случае путем переключения полюсов можно получить изменение скорости в пропорции 1:2, во втором случае – 1:4. Двигатели второго типа часто используются в подъемных механизмах: например, кабина лифта двигается на определенной скорости между этажами, а по мере приближения к конечной точке скорость понижается.
- Иногда может варьироваться форма пазов ротора и длина сердечников.
Существуют различные схемы подключения двухскоростных электродвигателей. Самый распространенный тип – мотор, работающий с 2-4 полюсами, который имеет одну обмотку с подключением Даландера. Если необходима меньшая скорость запуска, то подключение производится между фазами двигателя треугольником. При запуске на большей скорости двигатель работает с двумя полюсами, а подключение осуществляется в виде двойной трехлучевой звезды. При автоматическом запуске для моторов данного типа применяются три контактора.
Кроме того, выделяются следующие типы подключений:
- Обмотка Даландера плюс независимая обмотка.
- Две обмотки Даландера.
- Две независимые обмотки, взаимодействующие с разным числом полюсов. Подключение производится «звездой».