Температурная защита на основе термодатчиков является наиболее действенным и совершенным видом тепловой защиты электродвигателей. Реагирующий орган защитного устройства контролирует степень нагрева непосредственно источника выделения тепла (обмотка статора, подшипники, активное железо). Если температура превысит допустимое значение, то защита сработает и отключит электродвигатель от сети или включит дополнительное охлаждение. Для защиты обмотки статора от перегрева термодатчики устанавливаются в лобовых частях по одному (иногда по два) на фазу и соединяются между собой последовательно. Защита двигателя, выполненная на основе термодатчиков, сохранит двигатель от повреждений даже в случае причины возникновения тепла, не вызванной увеличением тока: ухудшение условий охлаждения, проворачивание подшипника в щите, повышение температуры окружающей среды и т.д. Рекомендуется устанавливать в каждую фазу не менее одного датчика, так как в случае неполнофазной работы двигателя установка датчика только в одну фазу (неработающую) приведет к выходу двигателя из строя (защита не сработает). В относительно небольших двигателях в виду ограниченности пространства допускается установка одного датчика.
Существует несколько типов температурных датчиков, отличие друг от друга которых заключается в особенности их принципа действия. Одним из таких типов является биметаллический датчик (рис. 1), биметаллический элемент которого выполнен в виде вогнутой мембраны, на которой укреплен подвижный контакт. При нагреве мембраны до температуры срабатывания она скачкообразно меняет направление своего выгиба. Подвижный контакт отходит от неподвижного, создавая разрыв управляющей цепи. После охлаждения мембрана также скачкообразно возвращается в исходное положение.
Биметаллический датчик следует подбирать в соответствии с классом изоляции обмотки, например в случае обмотки с классом изоляции F следует устанавливать датчик с температурой срабатывания 1300С (допускается также 1500С). В подшипниковый узел необходимо устанавливать датчик с температурой срабатывания 1000С, так как именно эта температура является максимально допустимой для подшипника качения согласно ГОСТ.
Рис. 1. Биметаллический датчик